Жюри кинофестиваля удивило критиков: призы достались совсем не тем режиссерам, которым прочили победу. Не вызывает споров только основная награда Канн, доставшаяся Кену Лоучу, который скоро отмечает 80-летие
Главный приз Каннского кинофестиваля получил живой классик британского кино Кен Лоуч за социальную драму о маленьком человеке «Я, Дэниэл Блейк». Вторую по значимости награду вручили 27-летнему режиссеру-вундеркинду Ксавье Долану. Приз за режиссуру в этом году разделили француз Оливье Ассаяс и румын Кристиан Мунджиу.
Выбор каннского жюри обманул ожидания кинокритиков: «Золотую пальмовую ветвь» получил компромиссный вариант, а остальные призы вызвали недоумение и даже обиду.
Екатерина Барабаш
кинокритик, обозреватель «Интерфакса»
«Жюри умудрилось вообще никак не отметить действительно лучшие фильмы фестиваля. Оказался совершенно обойденным фильм Джима Джармуша «Патерсон». Это роскошное кино. Впервые за много лет в конкурс отобран немецкий фильм Марен Аде «Тони Эрдманн». Во-первых, само по себе присутствие немецкого кино в конкурсе — это уже примечательный факт. Каннские отборщики его обходили, не знаю, по каким причинам. Это фильм с потрясающими актерскими работами, фильм, сделанный безупречно. Наблюдатели колебались и спорили, какой из этих двух фильмов получит «Золотую пальмовую ветвь». Этим фильмам не дали вообще ничего. Очень странно выглядело награждение за режиссуру, которое поделили между двумя режиссерами — Кристианом Мунджиу за фильм «Выпускной» и Оливье Ассаясом, известным французским режиссером, снявшим, может быть, худший фильм фестиваля.
Но тут сыграло роль то, что французам всегда обязательно дают какой-то приз — таковы правила игры. И очень странно присуждение гран-при молодому Ксавье Долану, который в конкурсе представил фильм «Это всего лишь конец света», с одной стороны, сделанный, как Долан делает все, очень свежо, но в результате все равно фильм получился очень невнятный, очень топорные реплики, худший из всех его шести полнометражных фильмов. Конечно, присуждение этому фильму второй по значимости награды — это плевок во всех остальных. Радостно за Кена Лоуча: ему через три недели 80 лет, возможно, решили таким образом поздравить его с юбилеем. Это такой кандидат, который устроил всех».
Ярких и действительно заслуживающих внимание фильмов было много, и тем обидней итог фестиваля, считает кинокритик Петр Шепотинник:
Петр Шепотинник
кинокритик
«В этом году фестиваль был очень высокого уровня, было очень много открытий, которые действительно переворачивали даже мое представление о том, что может и чего не может быть в кино. В этом смысле самым интересным фильмом мне показался немецкий фильм, что было достаточно неожиданно, —
замечательная картина режиссера Марен Аде «Тони Эрдманн». Все уже заранее подготовились к тому, что эта картина получит «Золотую пальмовую ветвь», потому что Каннский фестиваль всегда отличался, с одной стороны, очень большим уважением к признанным мастерам, но часто финальный виток фестиваля опрокидывал наши ожидания. В этом году произошла абсолютно обратная вещь: именно те картины, которые претендовали на призы, почему-то вообще были обделены вниманием жюри. Я имею в виду уже упомянутый мною фильм «Тони Эрдманн», «Патерсон» Джима Джармуша, бразильский фильм «Водолей», и еще было несколько такого рода картин — и фильм братьев Дарденн, и фильм Кристи Пую «Сьерра Невада», который открывал фестиваль. Но никто уж точно не ожидал, что Андреа Арнольд с ее картиной American Honey, Брийанте Мендоса с фильмом «Моя роза», особенно Ксавье Долан с его картиной «Это всего лишь конец света» — это действительно уже конец света, как кто-то написал. У меня было чувство разочарования, даже обиды, хотя основная премия Каннского фестиваля — «Золотая пальмовая ветвь», которую присудили Кену Лоучу, — у меня не вызывает никаких возражений».
Journal information