Если раньше экранная эпопея хотя бы приблизительно совпадала с книгами Джорджа Р.Р. Мартина, то в новых сериях сюжет стал непредсказуемым - немного истории и интересных фактов.
Подземелья и драконы
В мае 1991 года голливудский сценарист Джордж Р.Р. Мартин решил, что последние десять лет жил категорически неправильно. Он вдруг вспомнил, что начинал как писатель и мечтал создавать миры, не сверяя полет фантазии с бухгалтерией Голливуда. Пользуясь перерывом в работе над очередным сценарием, Мартин сел писать фантастическую повесть. Но в процессе его посетило видение, не имевшее ровно никакого отношения к сюжету, который он «высиживал» в своем кабинете. Он перенесся в далекое прошлое и почувствовал себя мальчиком из знатной семьи — отец взял его посмотреть на казнь дезертира, а на обратном пути они нашли в снегу выводок осиротевших волчат. Поначалу Мартин принял это за указание свыше написать исторический роман. Будучи неплохим знатоком истории, разбирающимся в одежде и поведении людей из видения, он определил, что это примерно XV век. Одним из самых значительных конфликтов того времени была Война Алой и Белой розы — борьба двух ветвей династии Плантагенетов, Ланкастеров и Йорков, за английский трон, длившаяся более 30 лет. «Беда исторических сюжетов в том, что зритель заранее знает, как все происходило и чем кончилось, — рассказывал Мартин о причинах, по которым реальные Ланкастеры и Йорки переродились в вымышленных Ланнистеров и Старков. — А я люблю неожиданности. К тому же меня уже тошнило от ограничений. Я решил написать что-то настолько размашистое, насколько хватит воображения. Чтобы там было больше тысячи персонажей, огромные замки, кровопролитные битвы и драконы». Иными словами, Мартин сознательно написал бестселлер, который невозможно экранизировать.
Это не значит, что никто не пытался. По мере выхода романов серии «Песнь льда и пламени» в печать все больше продюсеров ломало голову над тем, как бы перенести их на экран. «Сначала мне предлагали варианты сценария фильма, — рассказывал Мартин. — В основе обычно лежала линия только одного героя, чаще всего Дейенерис Таргариен или Джона Сноу. Это было неприемлемо. «Властелина Колец» экранизировали в трех частях, а у меня одна книга толще, чем у Толкина все три. Идея связно пересказать хоть что-то за два часа экранного времени просто смешна. Нужен был сериал».
Однажды в Вестеросе
В 2005 году сценаристы-энтузиасты Дэвид Бениофф и Дэн Уэйсс сумели заманить упрямого писателя на переговоры в ресторан Hollywood's Palm — как они говорят сейчас, бифштексами. Они с честью пережили устроенную им Мартином викторину на знание саги, поклялись не менять ни строчки без его благословения и, что немаловажно, оплатили счет за ланч, который за беседой плавно перетек в плотный обед. Сериал решено было назвать «Игра престолов», хотя это был лишь первый роман из четырех опубликованных к тому времени — из семи задуманных. «Мы понимали, что пытаемся объять необъятное, — говорил Бениофф. — С другой стороны, это был шанс занять еще не освоенную нишу внутри популярнейшего жанра фэнтези».
Бениоффу и Уэйссу потребовалось четыре года, чтобы убедить руководство студии в целесообразности съемок эпопеи, каждая серия которой стоит около $8 млн. Значительная часть денег идет на аренду всевозможных замков в разных концах света. «Мир книг не привязан к историческим событиям или местам. За основу взят средневековый Запад, который дополняют самые красочные элементы других культур — восточной, индейской, татаро-монгольской», — говорят сценаристы.
Центром объединенного королевства Вестероса — Королевской Гаванью — стал хорватский Дубровник, точнее, его Старый город за крепостной стеной. В какой-то момент съемочная группа решила, что ей тесно, и «присоединила» к нему расположенный на порядочном расстоянии Сплит, а также дендрарий Трстено для любимых героями садовых чаепитий. Цивилизованный Север до Стены и сцены в павильонах снимают в Северной Ирландии. Например, фамильное гнездо Старков Винтерфелл — это несколько разных мест, включая замок Уорд с тщательно замаскированным сувенирным магазином и дорисованной на компьютере второй башней. Дикие земли за Стеной на самом деле находятся в Исландии. Заморский Юг изначально «базировался» на Мальте.
Еще одна крупная статья расходов — актеры. Только за три сезона роли со словами в «Игре престолов» получили 257 человек, а массовка вообще не поддается исчислению. И всем надо платить. От тотального перенаселения сериал спасает обилие смертей. «Ситуация, в которой главные герои гибнут направо и налево, была одним из крючков, на который мы подцепили студию, — говорят Бениофф и Уэйсс. — Но это страшное мучение. Мы создаем гармоничный ансамбль, а к концу сезона почти все идут под нож. Мертвых персонажей уже больше, чем живых!»
Гномов не предлагать!
Оригинальный актерский состав сформировался еще летом 2009 года, когда Бениофф и Уэйсс дозрели до съемки пилотной серии. Только две роли были условно закреплены за конкретными людьми: предполагалось, что Эддарда Старка сыграет Шон Бин, а обаятельного интригана Тириона Ланнистера — актер-лилипут Питер Динклэйдж. «С Питером дружна моя жена, — вспоминал позже Дэвид Бениофф, женатый на актрисе Аманде Пит. — Благодаря ей я немного общался с ним на голливудских мероприятиях и думал о Питере как об очень умном человеке с непростым характером, обостренным чувством справедливости и довольно едким чувством юмора. Если вы читали романы, то понимаете, что это и есть Тирион». Но если кто-то подумал, что миссис Бениофф уговорила мужа отдать лакомую роль хорошему приятелю, то он ошибся: на самом деле все было наоборот. Она убедила Питера хотя бы выслушать своего мужа.
Динклэйдж не читал «Песнь льда и пламени», но хорошо представлял себе, какие роли обычно достаются лилипутам в фэнтези. «Я вошел в кабинет Дэвида со словами: «Бороду, смешную шапочку и остроносые башмачки не предлагать», — рассказывал Питер, который из-за генетического заболевания дорос лишь до 135 см. — Я согласился бы сыграть гнома, только если бы моей жене и новорожденной дочери грозила голодная смерть. Но когда мне рассказали о Тирионе, я почувствовал, что привычный мир перевернулся с ног на голову. Роль романтического героя для человека с моими данными — это больше чем фантастика».
Спустя шесть лет съемок Питер Динклэйдж все еще не осилил литературный первоисточник сериала, сделавшего его знаменитым: за роль Тириона он был удостоен нескольких премий. «Недавно мне пришлось признаться Джорджу Мартину, что я добил до конца только первую книгу, — лукаво ухмыляется актер. — Он выглядел немного обиженным, мне стало стыдно. Но в этом нет неуважения — Льва Толстого я тоже пока не всего прочитал».
Королевские игры
Остальным актерам пришлось пробиваться к ролям с боями. «Мы не искали тех, кто просто подходит под образ, — рассказывал Бениофф. — Нам требовались люди, способные привнести что-то свое. Пробы на роль Серсеи Ланнистер прошли десятки актрис, но все они изображали вариации на тему Снежной королевы. А Лина Хиди вошла и заставила нас смеяться, хотя ее юмор был очень злым. Она расширила наше представление о героине, дала понять, что при желании Серсея может очаровать и обезоружить даже того, кто осведомлен о ее коварстве».
Поскольку пилотная серия была признана неудачной, а работа над ошибками отодвинула премьеру сериала до апреля 2011 года, некоторые актеры утратили веру в проект и покинули его. В пилоте роль Кейтилин — жены Эддарда Старка, леди Винтерфелла, играла Дженнифер Эль, звезда популярного английского мини-сериала «Гордость и предубеждение». Но она тогда только что родила дочку и во время вынужденного простоя пришла к выводу, что хочет и дальше сидеть дома с малышкой и старшим сыном, вместо того чтобы наблюдать за ними в режиме видеочата из Северной Ирландии. Ее заменила Мишель Фэйрли, поэтому все сцены с участием Кейтилин пришлось переснимать.
Также из сериала внезапно ушла молодая актриса Тамзин Мерчант — исполнительница роли Дейенерис Таргариен. Менеджеры по подбору актеров почти буквально устроили засаду у дверей Лондонского центра драмы и гордо приволокли продюсерам добычу — вчерашнюю выпускницу Эмилию Кларк, которая имела мизерный опыт съемок, но зато выглядела как принцесса. На темноволосую Эмилию нахлобучили белоснежный парик и отправили учиться актерскому мастерству в полевых условиях.
По крайней мере, Эмилия снимается в тепле. Другому любимцу фанатов сериала Киту Харингтону, играющему Джона Сноу, достались экстремальные условия. Зимой в Исландии световой день длится четыре-пять часов, а температура падает до –30 °С. «Меховые шубы братьев Ночного дозора выглядят внушительно, но совсем не держат тепло, — говорит Кит, прямой потомок английского короля Карла II и единственный актер действительно голубых кровей в сериале об аристократических династиях. — Спасает термобелье и огромное количество калорийной, жирной, тяжелой еды, которую мы вынуждены постоянно в себя запихивать, чтобы не мерзнуть. И все-таки Исландия — мое любимое место на земле. Я могу часами смотреть на фантастические пейзажи, и иногда мне кажется, что я на Луне».
Судьба героя Кита — это то, что сейчас волнует поклонников сериала больше всего. Его линия оборвалась на покушении, устроенном недовольными братьями Ночного дозора. В последнем кадре пятого сезона Джон Сноу лежит на окровавленном снегу, глядя в небо. С тех пор Кит неоднократно утверждал, что его герой мертв. Но осенью актера видели на съемочной площадке в Белфасте. Внятного ответа не дает и Джордж Р.Р. Мартин. Дело в том, что шестая книга эпопеи — «Ветра зимы» — еще не дописана. И даже если бы писатель захотел поделиться своей версией того, что случилось с Джоном Сноу, создатели сериала могут выбрать другой вариант. Мартин работает очень медленно, поэтому в этом году Бениофф с Уэйссом обогнали его — и с нового сезона «Игры престолов» ушли в свободное плавание, не связанное с сюжетом книг.