marina_kinosnob (marina_kinosnob) wrote,
marina_kinosnob
marina_kinosnob

Мама — анархия... фильмы об альтернативном образе жизни

2881d1c4193233f3232664f19358680815d03dba
В прокат выходит «Коммуна» датского режиссера Томаса Винтерберга — об эксперименте нескольких человек жить под одной крышей в скандинавском обществе благоденствия начала 1970-х. Interview вспоминает другие важные фильмы о том, как жить вопреки правилам ради себя или великой идеи.

«ВМЕСТЕ»
РЕЖ. ЛУКАС МУДИССОН, 2000
Швед Лукас Мудиссон берется за похожую с Винтербергом историю о коммуне в ту же историческую эпоху: Стокгольм 1975 года, идеализм, хиты АВВА из каждого радиоприемника и запутавшиеся взрослые, пытающиеся найти в социализме ответы на все вопросы. Конвенциональная Элисабет с двумя детьми уходит от мужа к брату в его анархистский особняк, в котором идут споры о левых идеях, вегетарианстве, гомосексуальности и праве собственности. Освобождение происходит на глазах у испуганных соседей: никто не представляет, чтобы 12 человек населяли дом на троих, а хиппи резвились на участке напротив. Через непосредственных героев и ряд правдоподобных конфликтов Мудиссон рассказывает о том, как жить вместе и договариваться, даже если вы совсем не похожи, и о том, что даже индивидуалистам приходится считаться с окружением.
«ГРУППИРОВКА “ВОСТОК”»
РЕЖ. ЗАЛ БАТМАНГЛИДЖ, 2013
Захватывающий детектив о внедрении специального агента в ряды экотеррористов основан на реальных событиях: например, в документальном фильме «Если дерево упадет» рассказывается об Освободительном фронте Земли, атакующем крупные корпорации и вредные экологии производства. Хрупкая агент Сара (неземная Брит Марлинг) по заданию ЦРУ выходит на группировку «Восток» — анархическую группу, которая устраивает террористические атаки на политиков и олигархов, отравляющих планету. Внутри — фриганские практики, один за всех, харизматичный вожак (Александр Скарсгард) и десяток мотивированных и уверенных в своей правоте молодых людей, которым нечего терять. Метис шпионского фильма и политического триллера с уверенным сюжетом и отличным владением материалом — для сценария были взяты десятки интервью у экоактивистов, «Восток» — один из самых смелых и интересных независимых фильмов последнего времени. Похожую идею, но в ироническом ключе несет смешная и идеалистичная «Прекрасная зеленая» — фильм, который полезно пересматривать каждый раз, как утрачиваешь веру в человечество.
«ИДИОТЫ»
РЕЖ. ЛАРС ФОН ТРИЕР, 1998
Один из главных фильмов 1990-х о поисках потерянного рая и пространства мечты, где ты можешь позволить себе быть таким придурком, каким искренне хочешь. Снятый на ручную камеру, фильм подражает домашнему видео, в объектив которого попадают полтора десятка взрослых, дающих себе шанс освобождения — от ругани и беззаботных совокуплений до немедленного исполнения желания делать все, что хочется. Вышедшие из коммуны «идиоты» отправятся в обычный мир, испытывая обывателей, свою собственную решимость оставаться свободными и мир буржуазных условностей. Ларс фон Триер снимает так, что достается всем — «идиотам» и обывателям, за каждым героем читаются вертикали боли, а обнять и нахлестать по щекам в конце фильма хочется всем, особенно себе. Как любое предельное высказывание, «Идиоты» радикальны, жестки и беспощадны к зрителям, но совершенно обязательны к просмотру при любых взглядах.
«СТРАННЕЕ, ЧЕМ В РАЮ»
РЕЖ. ДЖИМ ДЖАРМУШ, 1984
Битникам не досталось своего кинематографа, но именно духом битничества, скитания, безделья и поэзии без рифмы пропитан ранний фильм Джармуша, снятый на коленке и за копейки про то, о чем режиссер знал не понаслышке. Пустые комнаты с обвалившейся штукатуркой в усталом и бедном Нью-Йорке и ледяной берег Кливленда, печальная очарованность ребятами с аффектами, разговоры из пауз, танцев и слов невпопад и ощущение братства и приключения в циничном мире, которому ты не принадлежишь. Венгерская кузина приезжает к своему полунищему братцу с неведомым вопросом в глазах перед тем, как отправиться к тетушке, и застанет такого же растыку-друга. Сейчас и год спустя трое проведут несколько красивых, долгих, пустых дней, не будет происходить почти ничего — или будет только печальное. Джармуш никогда не заблуждался по поводу своих героев: большинству из них, в отличие от режиссера, не перепадет радости беспечной, но и от ночи бесконечной что-то их убережет.
«КОМПЛЕКС БААДЕРА — МАЙНХОФ»
РЕЖ. УЛИ ЭДЕЛЬ, 2008
Замирание сердца, как в автогонке, гарантировано: Ули Эдель собирает три поколения противоречивых героев Германии, чтобы рассказать, откуда берется жестокое сопротивление. Ответ очевиден: от жестокости власти. «Фракция Красной армии», группа радикальных левых активистов, держащая зрелую половину Германии в страхе и молодую — в восхищении, выглядит в хронике «Комплекса» энергичным, живым, неоднородным движением. Молодая мать, влюбившаяся в революционера, идейный интроверт со стальной волей, журналистка, ставшая идеологом группировки, сам Андреас Баадер с политическими амбициями — десятилетие РАФ пролетает, как пуля мимо виска. Помимо прочего, «Комплекс» — рассказ о том, как существует контркультурное объединение: парики и вписки, спецагенты и выездные тренировки, поддельные документы и погони, а еще соперничество, союзничество и настоящая любовь без страха, пока смерть не разлучит. Документальная история о подобном сообществе в Америке отлично рассказана устами участников и сочувствующих в фильме The Weather Underground — о группировке, заставившей поволноваться ЦРУ в начале 1970-х.
«В ДИКИХ УСЛОВИЯХ»,
РЕЖ. ШОН ПЕНН, 2007
«Сколько ты на природе?» — «Две недели». — «А до этого сколько был?» Главный герой Эмори зависает. На природе он никогда не был и в свое путешествие автостопом на Аляску двинулся из подросткового максимализма, нежелания быть как родители, жажды приключений и нехватки адреналина в той жизни, которая ждала его после колледжа. Главный герой, легкомысленно оставляющий за собой всю жизнь в надежде, что скоро вернется, еще не догадывается, что ждет его дальше. Шон Пенн выступает в роли режиссера, чтобы экранизировать реальную историю тепличного мальчика, который отправился куда глаза глядят подальше от готовых ответов. Простой роуд-муви наполнен эпизодами встреч с обычными людьми, постижением смысла через разговоры и действия и сопротивление своему я — в чем-то рифмующийся с «Простой историей» Линча «В диких условиях» куда сильнее приближен к реальности. Сжечь деньги и сесть на пассажирское черт знает к кому может быть началом большого пути, а может — началом конца.
«РОЖДЕННЫЕ В ОГНЕ»
РЕЖ. ЛИЗЗИ БОРДЕН, 1983
Прошло десять лет после установления в США социалистической демократии: сексизм повержен, улицы патрулируют поджарые велосипедистки со свистками, пиратские радиостанции несут радикальные идеи обществу. Утопия контркультуры, снятая режиссером Лиззи Борден в компании единомышленниц и на копеечный бюджет, — один из самых интересных фильмов в жанре «а что, если?». «Рожденные в огне» имеют к феминизму прямое отношение и очень рьяно разделываются с массовой культурой, транслирующей стандарты поведения — башни Всемирного торгового центра взрываются не от самолета с террористами, а от атаки на радиовышку, которая обещает женщинам компенсацию за возвращение к плите. Борзый, освежающий, как удар в солнечное сплетение, малоизвестный фильм на долгую память.
Tags: за жизнь, обзоры
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments