marina_kinosnob (marina_kinosnob) wrote,
marina_kinosnob
marina_kinosnob

Categories:

фильмы о великих музеях

0381e86bb2f74112ae53fa848b6ea4891fcbb5bf



НАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЛЕРЕЯ»РЕЖ. ФРЕДЕРИК УАЙЗМАН, 2014

Главный американский документалист Фредерик Уайзман снимает дольше, чем мы живем: его любят за непринужденность камеры, мягкий монтаж и то ощущение невидимой прогулки среди интересных людей и важных событий, которое не стоит зрителям никаких усилий. Он снимал про университеты и универмаги, моделей и домашнее насилие, и каждый раз известные стереотипы проваливались под непосредственным опытом: ты знаешь это все, но так близко видишь впервые. «Национальная галерея», один из последних фильмов режиссера о главном британском собрании классического искусства, — виртуозное послание человечеству об отношениях людей с прекрасным. Зачем мы приходим в музей, как мы защищаем шедевры, что мы ждем от портретов, висящих на стенах, может ли художник, живший сотни лет назад достучаться до тебя сегодняшнего? Фильмы Уайзмана всегда состояли из вопросов и повисших в воздухе реплик, сотен героев, среди которых нет никого и ничего важного или второстепенного — так «Национальная галерея» становится фильмом о живой культуре: хранимой, передаваемой, обсуждаемой и постоянно обновляющейся.

«БОЛЬШОЙ МУЗЕЙ»РЕЖ. ЙОХАННЕС ХОЛЬЦХАУЗЕН, 2014

Скульптуры бережно щекочут перышками, шкафы переносят, задержав дыхание, белокурых ангелов заворачивают в огромные покрывала — венский Музей истории искусств готовится к реконструкции и обновлению, а экспонатам предстоит томиться в запасниках. «Большой музей» — подробная и очень любопытная документалка об одной из главных гордостей Австрии — коллекции старого искусства, собранной в результате столетий завоевательных войн и сложных династических союзов. Фильм показывает скрытые будни огромной музейной машины, в которой сотрудники катаются на самокатах, потому что за день вынуждены проходить десяток километров по огромным залам, кураторы обсуждают планы реконструкции, а экскурсоводы рассказывают о своих наблюдениях за публикой. Реставраторы, хранители, канцелярия и охрана — в «Большом музее» помещаются все.

«ГОРОД ЛУВР»РЕЖ. НИКОЛЯ ФИЛИБЕР, 1990

Совсем не сокуровский взгляд на Лувр, фильм Филибера о жизни главного французского музея после реновации был снят до повальной моды на документальное кино и его скрещения с художественным. «Город Лувр» снимался сразу после скандального строительства стеклянных пирамид во внутреннем дворе и объясняет внутреннее устройство классического собрания — по ощущениям после кино, действительно отдельного города в центре Парижа. В фильме нет говорящих голов: всю информацию сообщают сотрудники музея, скользящие в пространстве и полностью растворяющиеся за экспозиционными стенами. Мы видим строителей и реставраторов, монтажников и охранников среди белого мрамора и молчаливых холстов, которым только предстоит висеть перед публикой после месяцев взаперти. Другой опыт того же режиссера и продолжение его метода — в фильме о музее натуральной истории «Животное, животные».

«МУЗЕЙНЫЕ ЧАСЫ»РЕЖ. ДЖЕМ КОЭН, 2012

Деликатная и приглушенная мелодрама в стенах уже упомянутого великого музея — венского Музея истории искусств — между смотрителем и посетительницей, которая проводит часы в музее, потому что ей некуда податься. Оба предпочитают наблюдать и сосредоточенно вглядываются в знакомое, чтобы открыть что-то новое. Оба знают цену прекрасному. Оба растеряны и живут одинокой, сосредоточенной жизнью. Джем Коэн присматривается к природе дружбы и взаимного интереса, к механике сближения через долгие диалоги о красоте и классическом искусстве — так проще нащупывать общее и узнавать новое, не обжигаясь. В «Музейных часах» особенный ритм и совершенно неповторимое настроение — мало кто снимает о любви, не стараясь понравиться и не выставляя на первый план знакомые лица и жизнеутверждающую историю: здесь много длинных планов и деталей неспешной музейной жизни. Наблюдательное кино о созерцательности и природе человеческого интереса, после которого хочется оказаться в любимом музее на долгие часы.

«ТОПКАПИ»РЕЖ. ЖЮЛЬ ДАССЕН, 1964

В кино много историй об ограблениях, но именно пестрые и безрассудные фильмы из 1960-х смотрятся радостней всего. «Топкапи» происходит в Стамбуле: на открыточных общих планах мы видим турецкую столицу, которой уже нет в 2016 году, хотя все достопримечательности остались на месте. Гипнотическая Мелина Меркури, неуклюжий Питер Устинов и еще четверо участников заговора планируют похищение дорогого колье в главном стамбульском музее — роскошном королевском дворце Топкапи. Это первый цветной фильм Жюля Дассена, и он буквально сочится красками: так не выглядят фильмы режиссеров, снимающих в цвете всю свою карьеру. Собранный из цитат современников, в том числе даже Хичкока, «Топкапи» — фильм о суперплане кражи, в котором легко узнать все законы жанра и квинтэссенцию комедии середины 1960-х: уверенной в себе, быстрой и бесконечно обаятельной.

«НЕ ЕШЬТЕ КАРТИНЫ: УЛИЦА СЕЗАМ В МЕТРОПОЛИТЕН-МУЗЕЕ»РЕЖ. ДЖОН СТОУН, 1983

К музеям принято относиться серьезно и с придыханием: создатели «Улицы Сезам» приводят плюшевых героев в главный музей Америки и не стесняются шутить милые и идиотские шутки про все на свете: от Джорджа Вашингтона до древних египтян. И, конечно же, поют песни. «Не ешьте картины» — это хоры забавных голосов, гэги в музейных залах про мраморных голых людей и рассуждения перед натюрмортом о том, что художник после рисования как минимум должен съесть все нарисованное на картине — чтобы добру не пропадать. «Улицу Сезам» можно считать исключительно детским развлечением, пока в один воскресный полдень не захочется провалиться в бассейн идиотизма и песни Куки-Монстра о Модильяни. А такие моменты бывают абсолютно у всех...

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments