Выставка под открытым небом, состоявшаяся 15 сентября 1974 года в Битцевском парке вошла в историю, как «бульдозерная». Тогда представители советского андеграунда выставили на всеобщее обозрение свои работы. Вместо социалистических строек — замоскворецкие дворы, пиво и россыпи раков, вместо портретов передовиков производства – портреты своих возлюбленных. Они не хотели рисовать по правилам соцреализма. Из работы провисели в парке около получаса, после чего художников и посетителей разогнали бульдозеры. Но других шансов выйти к зрителю у этих людей просто не было.
Автопортрет Среди художников-нонконформистов, которые выставили свои полотна, был и Василий Ситников – один из самых своеобразных и талантливых художников авангарда. Жизнь этого человека полна страшных событий. Это настоящая череда испытаний, которые принимал он без ропота и со смирением. Во время войны он был арестован за то, что подбирал немецкие листовки в надежде использовать хорошую бумагу для рисования. Тюрьма, психиатрическая больница. Результат — галерея карандашных портретов своих сокамерников.
Храм небесный
Попав в Москву, Ситников стал любимцем дипломатов и иностранцев, с удовольствием скупавших его картины. Его называли «Вася – Русский сувенир». Заработанные деньги он тратил на старинные иконы. Самую ценную из них – редчайшую работу домонгольского периода – он подарил московскому музею Рублева.
Москва и москвичи
Затем эмиграция. Он уехал сначала в Европу, а потом в Америку с одной авоськой, в которой лежало мочало и мыло, не зная языка. Уехал, «чтобы научиться писать, как любимые великие художники». «Искусство – это качество исполнения и ничего больше», — говорил он.
Детали на картинах Ситникова можно рассматривать бесконечно
Сегодня картины Василия Ситникова хранятся в престижных частных коллекциях в Америке, Австрии, Англии и в собрании Музея современного искусства в Нью-Йорке. Работал он в фантастическом жанре, соединявшим лубочные московские пейзажи с саркастическими образами демонов.
Обратите внимание на чёрного кота
Каждая из его работ поражает некой истерической интенсивностью. Есть в его наследии и потрясающие по тонкости исполнения почти абстрактные картины, а он признан выдающимся мастером живописи.
Купола и снег
Скончался в Нью-Йорке. Стараниями сестры Тамары и брата Николая прах Василия Яковлевича Ситникова перевезен из США в Россию и захоронен в Москве, на Ваганьковском кладбище.
И тишина…
Journal information