а как нечто , самостоятельное, интересное, увлекательное и загадочное...
Никакой разговор о креативных рекламных кампаниях не будет полным без хоррора «Ведьма из Блэр», авторы которого первыми додумались использовать Интернет для продвижения своей ленты.
Ведьма из Блэр: Курсовая с того света (1999) ужасы Режиссеры: Дэниэл Мирик, Эдуардо Санчес
В ролях: Хезер Донахью, Джошуа Леонард, Майкл С. Уильямс, Боб Гриффин, Джим Кинг
Посетители сайта, появившегося в 1999 году, могли посмотреть там интервью с «полицейскими» и с «родителями» пропавших студентов, полюбоваться их детскими фотографиями и выпускными альбомами – в общем, убедиться, что в «Ведьме из Блэр» фигурируют вполне реальные люди с реальным прошлым и что их исчезновение действительно расследовали копы. Попутно в журнале Viriety была выкуплена целая страница, на которой не было ничего, кроме ссылки на сайт и числа заходов на него (на тот момент – более 22 миллионов). Не могли не будоражить и профайлы актеров на IMDb, где статус всех троих был еще целый год обозначен как «считается пропавшим без вести». Помимо прочего, перед премьерой по телеканалу Sci-Fi Channel был показан псевдодокументальный фильм «Проклятие ведьмы из Блэр», нашпигованный фальшивыми газетными вырезками, поддельными отрывками из теленовостей и постановочными интервью с «экспертами», удостоверявшими, что да, люди в лесах Мэриленда и раньше неоднократно пропадали… Все эти видеоматериалы были вырезаны из «режиссерской версии» фильма, поскольку слишком утяжеляли сюжет, но не пропали зря – часть была вставлена в телевизионную документалку, часть пошла на оформление веб-сайта. В конце 90-х люди были доверчивей, чем сегодня, поэтому кампания произвела эффект разорвавшейся бомбы: зрители наводнили кинотеатры, и «Ведьма из Блэр» стала самым прибыльным фильмом всех времен. На фейк купилась даже полиция, пытавшаяся выяснить, где ребята добыли пленку. Потом Мирик и Санчес еще долго пытались доказать, что выдумали всю историю, но им никто не верил. Поэтому постановщики не корят себя за то, что фильм заработал много денег с помощью обмана, – ведь люди, по их мнению, «сами стремятся обмануть себя».
Ад каннибалов (1980) приключения / ужасы Режиссер: Руджеро Деодато
В ролях: Роберт Керман, Франческа Кьярди, Перри Пирканен, Лука Барбарески, Сальваторе Базиле
Хоррор итальянца Руджеро Деодато «Ад каннибалов», который принято считать главным «псевдодокументальным» шедевром ХХ века («Ведьма из Блэр» шла уже по его стопам), в рекламе, в принципе, не нуждался: скандал вокруг него возник такой, что само содержание раздуло неслабый «сарафан». История маскировалась под набор видеозаписей, якобы найденных в джунглях: вот белые люди с камерами пришли в гости к людоедам, а вот людоеды их убивают и кушают, пока не заканчивается пленка… Благодаря тому что актеры по ходу дела расчленили перед камерой несколько обезьян и черепаху, зрители готовно поверили и во все остальное. Деодато этого показалось мало: чтобы эффект был еще сильней, он обязал всех участников ленты целый год не появляться на публике – пускай все думают, что бедняг и правда сожрали. Но шум в прессе в итоге поднялся такой, что вскоре после премьеры фильм в Италии запретили, и его режиссера и продюсера едва не посадили в тюрьму. Ничего не поделаешь – пришлось продемонстрировать в суде живых и здоровых актеров. За издевательство над животными, впрочем, Руджеро досталось все равно.
Район №9 (2009) /боевик / триллер / фантастика Режиссер: Нил Бломкамп
В ролях: Шарлто Копли, Джейсон Коуп, Натали Болтт, Сильвен Страйк, Элизабет Мкандави
Режиссер «Района № 9» Нил Бломкамп был дебютантом, актеры тоже никому не были известны… Посему раскручивать ленту стали через вирусный маркетинг: для нее были напечатаны загадочные постеры и баннеры в виде щитов, незадолго до премьеры появившиеся на улицах крупных американских городов и в общественном транспорте. Надписи по типу «Этот автобус только для человеческих существ!» разожгли всеобщее любопытство, зрители стали искать в Интернете упоминания Района № 9 и быстро обнаружили сайт организации Multi-National United, которая в фильме третирует пришельцев, а также разные оппозиционные ресурсы, на которых эту организацию критикуют за антигуманное отношение к инопланетянам. Любопытные могли также почитать блог одного из пришельцев и походить по сайту фильма, существовавшему в двух версиях – для людей и пришельцев. В итоге многие пришли к мысли, что хотели бы посмотреть кино обо всех этих событиях, – и фильм собрал очень впечатляющую кассу.
Бойцовский клуб (1999) драма Режиссер: Дэвид Финчер
В ролях: Эдвард Нортон, Брэд Питт, Хелена Бонем Картер, Мит Лоаф, Зак Гренье
Дэвид Финчер желал окружить свой фильм «Бойцовский клуб» загадками и дезинформацией, для чего заказал минималистичный постер с изображением куска мыла и собственноручно снял тизер, в котором Брэд Питт выступал от имени не актера, а своего шкодливого персонажа Тайлера Дердена. В ролике, замаскированном под объявление, какие часто можно услышать в торговых центрах, Питт сначала объяснял, как следует вести себя в случае пожара, а затем, словно бы считая, что запись уже закончилась, неожиданно добавлял: «А вы в курсе, что моча стерильна? Ее можно пить».
Другой ролик изображал Эдварда Нортона, читающего в театре лекцию об этикете, в середине которой актер вдруг заявлял: «И помните, никто не имеет права трогать вас в районе плавок». Эти объявления режиссер намеревался крутить в кинотеатрах без каких-либо дополнительных объяснений, дабы вызвать у аудитории смятение и раздумья: а у этих парней точно все дома? К сожалению, студия в последний момент зарубила вирусную кампанию, решив рекламировать фильм обычными средствами: с помощью интервью, спойлерных телероликов, раскрывающих содержание и прочих вещей, которые Финчер резко осудил. В итоге «традиционная» реклама привлекла совсем не ту аудиторию, которой бы понравился фильм и «Бойцовский клуб» провалился в прокате. Своего благодарного зрителя он нашел только после выпуска на хоумвидео...
Journal information