«Последнее танго в Париже»
Фильм «Последнее танго в Париже» вышел на экраны 45 лет назад, но знаменитая сцена с маслом до сих пор провоцирует бури. Буквально в декабре социальные сцены кипели негодованием: в СМИ появился фрагмент интервью Бернардо Бертолуччи 2013 года. Оказывается, во время съемок Марию Шнайдер не предупредили, что в сцене с изнасилованием будет использоваться сливочное масло в качестве лубриканта.
"Марлон Брандо знал обо всем заранее, а Мария нет. Мы специально ей ничего не сказали, потому что хотели, чтобы она отреагировала как женщина, а не как актриса. И она была ужасно оскорблена, даже унижена. Потом я сожалел о случившемся. Больше мы никогда не встречались, и мне было ужасно горько, когда она умерла — еще и потому, что я так и не попросил у нее прощения." Бернардо Бертолуччи
Его заявление многие восприняли как признание, что сцена была снята без согласия Шнайдер. Тот факт, что после съемок актриса пристрастилась к наркотикам и подумывала о самоубийстве, добавил скандалу огня. На Бертолуччи посыпались оскорбления со стороны феминисток и журналистов. Он назвал их «смехотворными».
"Это и утешает, и разочаровывает, что некоторые до сих пор настолько наивны, что верят, будто показанное на экране происходит на самом деле. Те, кто не знает, что секс в кино всегда симулируется, наверное, думают каждый раз, когда Джон Уэйн стреляет во врага, что кто-то умер по-настоящему." Бернардо Бертолуччи
«Маленький Будда»: сцена кремации
В наше время бесплатного порно секс шокирует все меньше и меньше людей. Но сцены смерти до сих пор вгоняют зрителей в ступор, если речь идет, конечно, не о клюквенном насилии в экранизации комиксов, а о самой обычной смерти. Особенно если смерть во всей ее реалистичной неприглядности снимает Бернардо Бертолуччи. Сцена из «Маленького Будды», в которой Сиддхартха Гаутама наблюдает за кремацией умершего человека, может шокировать неподготовленных западных зрителей. Ведь вся культура Запада нацелена на то, чтобы предохранить нас от видения грязи и смерти. Но Бертолуччи без сантиментов их демонстрирует.
"Джеймс Эчесон, художник по костюмам в «Маленьком Будде» создал просто невероятное тело для кремации. Оно было прекрасно не только снаружи, но и внутри. Поэтому, когда оно горело, мы могли наблюдать, как горят все органы: сердце, печень, ребра. Настоящий труп так хорошо бы не горел. Это было чрезмерно детализировано, тело горело просто отлично. Киану (Ривз — исполнитель главной роли) не мог оторвать от него взгляда. Никто из нас не мог." Бернардо Бертолуччи
«Мечтатели»: сцена в ванной
Несмотря на то что сцены секса, как было упомянуто ранее, не сильно шокируют современных зрителей, Бертолуччи все же удается пробрать их до печенок. Секрет — в разрушении табу. «Чтобы бороться, нужны табу. Нужно что-то, чтобы взорвать эту скуку и рутину. Это то, чего мне не хватает сегодня», — говорит Бертолуччи, вспоминая 1960-е годы,о которых он и снял своих "Мечтателей».
В фильме рефреном идут намеки на инцестуальные отношения между братом и сестрой Тео и Изабель (Луи Гаррель и Ева Грин). Вместе с их новым другом, американским студентом Мэттью (Майкл Питт), зрители с нарастающей тревогой наблюдают за их странной связью, вроде бы и платонической, но в то же время какой-то слишком интимной. Кульминацией становится сцена, в которой Тео, Мэттью и Иза втроем принимают ванну. Они расслаблены и влюблены друг в друга. Все трое.
«Конформист» — безусловный шедевр Бертолуччи, кульминационной сценой которого стало убийство главным героем Марчелло своего наставника и духовного отца профессора Квадри и его жены Анны. Бертолуччи словно хотел сделать зрителя своеобразным соучастником фашистов, расстреливающих Анну. Поэтому весь этот эпизод мы видим глазами Марчелло, который равнодушно поднимает стекло автомобиля, пока в него в ужасе бьется Анна.
Скандальности этой сцене добавили аллюзии на Жана-Люка Годара, которого Бертолуччи считал своим учителем. После выхода картины синефилы обратили внимание, что Квадри с женой живут по тому же адресу в Париже, где в то время обитал Годар. Более того, в уста профессора Бертолуччи вложил фразы из фильмов Годара. Когда его попросили прокомментировать столь странные совпадения, Бертолуччи не смог удержаться от провокации.
"«Конформист» — это рассказ обо мне и Годаре. Марчелло — это я, создатель фашистских фильмов, и я хочу убить Годара — революционера и своего учителя." Бернардо Бертолуччи
Годар же, посмотрев фильм на Берлинском кинофестивале, молча прошел мимо своего ученика, вручив ему записку с портретом Мао. Бертолуччи был столь разочарован реакцией низверженного учителя, что просто скомкал листок бумаги, о чем потом сильно жалел.