marina_kinosnob (marina_kinosnob) wrote,
marina_kinosnob
marina_kinosnob

Category:

Бертолуччи - "Нужно что-то, чтобы взорвать эту скуку и рутину"


В честь 77-летия великого итальянского режиссера вспоминаем его самые нашумевшие картины и незабываемые сцены из них, поразившие всех своей смелостью и эпатажностью , и потому навсегда вошедшие в историю кино...

«Последнее танго в Париже»

  Фильм «Последнее танго в Париже» вышел на экраны 45 лет назад, но знаменитая сцена с маслом до сих пор провоцирует бури. Буквально в декабре социальные сцены кипели негодованием: в СМИ появился фрагмент интервью Бернардо Бертолуччи 2013 года. Оказывается, во время съемок Марию Шнайдер не предупредили, что в сцене с изнасилованием будет использоваться сливочное масло в качестве лубриканта.

"Марлон Брандо знал обо всем заранее, а Мария нет. Мы специально ей ничего не сказали, потому что хотели, чтобы она отреагировала как женщина, а не как актриса. И она была ужасно оскорблена, даже унижена. Потом я сожалел о случившемся. Больше мы никогда не встречались, и мне было ужасно горько, когда она умерла — еще и потому, что я так и не попросил у нее прощения."   Бернардо Бертолуччи

Его заявление многие восприняли как признание, что сцена была снята без согласия Шнайдер. Тот факт, что после съемок актриса пристрастилась к наркотикам и подумывала о самоубийстве, добавил скандалу огня. На Бертолуччи посыпались оскорбления со стороны феминисток и журналистов. Он назвал их «смехотворными».

    "Это и утешает, и разочаровывает, что некоторые до сих пор настолько наивны, что верят, будто показанное на экране происходит на самом деле. Те, кто не знает, что секс в кино всегда симулируется, наверное, думают каждый раз, когда Джон Уэйн стреляет во врага, что кто-то умер по-настоящему." Бернардо Бертолуччи

«Маленький Будда»: сцена кремации

  В наше время  бесплатного порно секс шокирует все меньше и меньше людей. Но сцены смерти до сих пор вгоняют зрителей в ступор, если речь идет, конечно, не о клюквенном насилии в экранизации комиксов, а о самой обычной смерти. Особенно если смерть во всей ее реалистичной неприглядности снимает Бернардо Бертолуччи. Сцена из «Маленького Будды», в которой Сиддхартха Гаутама наблюдает за кремацией умершего человека, может шокировать неподготовленных западных зрителей. Ведь вся культура Запада нацелена на то, чтобы предохранить нас от видения грязи и смерти. Но Бертолуччи без сантиментов их демонстрирует.
                                                90s animated GIF
   "Джеймс Эчесон, художник по костюмам в «Маленьком Будде» создал просто невероятное тело для кремации. Оно было прекрасно не только снаружи, но и внутри. Поэтому, когда оно горело, мы могли наблюдать, как горят все органы: сердце, печень, ребра. Настоящий труп так хорошо бы не горел. Это было чрезмерно детализировано, тело горело просто отлично. Киану (Ривз — исполнитель главной роли) не мог оторвать от него взгляда. Никто из нас не мог."   Бернардо Бертолуччи

«Мечтатели»: сцена в ванной

  Несмотря на то что сцены секса, как было упомянуто ранее, не сильно шокируют современных зрителей, Бертолуччи все же удается пробрать их до печенок. Секрет — в разрушении табу. «Чтобы бороться, нужны табу. Нужно что-то, чтобы взорвать эту скуку и рутину. Это то, чего мне не хватает сегодня», — говорит Бертолуччи, вспоминая 1960-е годы,о которых он и снял своих "Мечтателей». 

  В фильме рефреном идут намеки на инцестуальные отношения между братом и сестрой Тео и Изабель (Луи Гаррель и Ева Грин). Вместе с их новым другом, американским студентом Мэттью (Майкл Питт), зрители с нарастающей тревогой наблюдают за их странной связью, вроде бы и платонической, но в то же время какой-то слишком интимной. Кульминацией становится сцена, в которой Тео, Мэттью и Иза втроем принимают ванну. Они расслаблены и влюблены друг в друга. Все трое.

  «Конформист» — безусловный шедевр Бертолуччи, кульминационной сценой которого стало убийство главным героем Марчелло своего наставника и духовного отца профессора Квадри и его жены Анны. Бертолуччи словно хотел сделать зрителя своеобразным соучастником фашистов, расстреливающих Анну. Поэтому весь этот эпизод мы видим глазами Марчелло, который равнодушно поднимает стекло автомобиля, пока в него в ужасе бьется Анна.

  Скандальности этой сцене добавили аллюзии на Жана-Люка Годара, которого Бертолуччи считал своим учителем. После выхода картины синефилы обратили внимание, что Квадри с женой живут по тому же адресу в Париже, где в то время обитал Годар. Более того, в уста профессора Бертолуччи вложил фразы из фильмов Годара. Когда его попросили прокомментировать столь странные совпадения, Бертолуччи не смог удержаться от провокации.

"«Конформист» — это рассказ обо мне и Годаре. Марчелло — это я, создатель фашистских фильмов, и я хочу убить Годара — революционера и своего учителя." Бернардо Бертолуччи
    Годар же, посмотрев фильм на Берлинском кинофестивале, молча прошел мимо своего ученика, вручив ему записку с портретом Мао. Бертолуччи был столь разочарован реакцией низверженного учителя, что просто скомкал листок бумаги, о чем потом сильно жалел.
Tags: happy birthday, лучшие режиссеры современности
Subscribe

Posts from This Journal “happy birthday” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments