В какие измерения и искажения, в черный вигвам или белый шум, ни превращался бы мир его фильмов, в нем всегда есть проводники — персонажи Линча. Предлагаю вашему вниманию самых эффектных из них.
Дама с поленом (Катрин Э. Колсон), «Твин Пикс»
Самый осведомленный обитатель Твин-Пикса — к сожалению, не всегда внятный в своих сообщениях кусок древесины. Сыгравшая его эксцентричную носительницу Катрин Э. Колсон снималась у Линча еще в короткометражке «Безногая». Она скончалась в сентябре прошлого года.
Рита / Камилла Роудс (Лаура Хэрринг), «Малхолланд Драйв»
Одна из фирменных линчевских роковух, у которых обязательно находится отражение с противоположным цветом волос. Рита и Бэтти (Наоми Уоттс), героини, будто бы вырезанные Линчем каждая из разных, но одинаково лос-анджелесских жанров — нуара и мелодрамы о подмостках Голливуда, сливаются в таком жарком союзе, что в итоге меняются телами и душами.
Рене / Элис (Патриция Аркетт), «Шоссе в никуда»
Патриция Аркетт в «Шоссе в никуда» предстает в двух ипостасях: обреченной жены саксофониста и распутной любовницы гангстера — они, впрочем, могут быть одной женщиной. Ее роль в лабиринте, в который сюжет фильма помещает героя, может варьироваться в диапазоне от жертвы до провокаторши, от мамочки до шлюхи, но остается роковой.
Помощник шерифа Хок (Майкл Хорс), «Твин Пикс»
Самое сильное звено немногочисленных сил правопорядка в Твин-Пиксе, Хок служит источником как подлинной детективной работы, так и обезоруживающих житейских мудростей. Майкл Хорс упоминается в титрах трейлера нового сезона сериала, так что помощника шерифа Хока мы еще увидим.
Ковбой (Монти Монтгомери), «Малхолланд Драйв»
Воплощение бесстрастной, почти обезличенной угрозы, Ковбой из «Малхолланд Драйва» — пожалуй, самый размеренный из случайных орудий хаоса населяющих многие фильмы Линча. Что только усиливает веющий от него ужас.
Элвин Стрэйт (Ричард Фарнсуорт), «Простая история»
Ричард Фарнсуорт сначала сыграл в «Простой истории» воплощение гордой, приземленной эксцентричности — старика, пересекающего страну на газонокосилке, жизнеутверждающий ответ маньякам и безумцам других линчевских фильмов. А затем покончил с собой вскоре после окончания съемок...
Сэйлор Рипли (Николас Кейдж), «Дикие сердцем»
«Дикие сердцем» — возможно, лучший опыт реанимации жанра нуар . Поэтому Сэйлору Рипли разрешается многое — не только вспышки сумасшедшей, почти комиксной ярости, но и какой-никакой хеппи-энд.
Дороти Вэлленс (Изабелла Росселлини), «Синий бархат»
Этот смутный объект желания, Изабелла Росселлини в «Синем бархате» служит предвестницей куда более переломанных сюжетами и вольным линчевским подходом к рациональности роковых женщин его будущих фильмов и сериалов. Жертва, алчущая собственного унижения, мадонна, купающаяся в презрении к самой себе, в 1980-х она выглядела наваждением, отправленной в современное кино из нуара голограммой. Спустя 30 лет, с распространением средств саморепрезентации, ее пороки вдруг стали массовыми и за пределами киноэкрана — линчевский сон обернулся явью.
Никки Грэйс (Лора Дерн), «Внутренняя империя»
Когда-то Лора Дерн воплотила для Линча разные формы женственности в «Синем бархате» (где она примеряет маску невинности) и «Диких сердцем» (где она знакомится с побочными эффектами похоти). В середине 2000-х он снял кино, в сущности, для нее. Дерн в непроницаемой психоодиссее по задворкам массовой культуры, которая зовется «Внутренней империей», отважно путешествует по все более безумным измерениям и мирам, будто по изнанке благостного мира «нормального» кино.
Бобби Перу (Уиллем Дефо), «Дикие сердцем»
С золотыми зубами и не менее драгоценной бравадой, Бобби Перу проносится по сюжету «Диких сердцем» впечатляющей даже на фоне других линчевских злодеев шаровой молнией насилия, порока и отталкивающей, негативной сексуальности. Успевает, среди прочего, отметиться одними из самых эффектных в истории кино сцен мочеиспускания и гибели.
Бетти Элмс / Дайана Селвин (Наоми Уоттс), «Малхолланд Драйв»
В мире Линча не только совы, но и женщины — не те, кем кажутся. Кого на самом деле играет Наоми Уоттс в метаголливудской психодраме «Малхолланд Драйв»? Свежеприбывшую простушку-оптимистку Бетти или выброшенную на обочину индустрии лицедейку Дайану? Так ли это важно, когда обеим достается по роскошной, на всю жизнь, сцене — проникнутых возбуждением кинопроб для первой и разрушительного, убийственного лесби-секса для второй?
Лора Палмер (Шерил Ли), «Твин Пикс»
Вряд ли в мировой массовой культуре есть роковая женщина столь же эффективная, как Лора Палмер, — чтобы показать, как тихий, рациональный мир провинциального городка Твин-Пикс при ближайшем расследовании представляет собой кромешный ад, ей не нужно и минуты экранного времени. Величайший сериал всех времен Лора встретила уже мертвой — но ее безумная, животная энергия продолжает сотрясать мир до сих пор.
Фрэнк Бут (Деннис Хоппер), «Синий бархат»
В фильмографии Дэвида Линча хватает воплощений иррационального, бесконтрольного и пугающего зла. Впрочем, почти все они (кроме, пожалуй, Боба в «Твин Пиксе») — не источник боли этого мира, а ее несчастные, обреченные передавать свое проклятье порождения. Ни с кем это не очевидно так, как с Фрэнком Бутом, великим маньяком, символизирующим столь же великое и безнадежное бессилие.
Таинственный человек (Роберт Блэйк), «Шоссе в никуда»
Смысл и предназначение этой фигуры провокатора с только ему одному известной повесткой не понимал, по собственному признанию, даже сам Роберт Блэйк. Но ключ к пониманию этого страшного, всесильного демиурга с адской ухмылкой и способностью превращать саксофонистов в убийц, брюнеток — в блондинок, автомехаников — в обманутых мужей, а жертв — в обидчиц, — постоянно мелькающая у него в руках камера. Таинственный человек, мучающий героев и зрителей, жанры и сюжеты, есть не что иное, как портрет любого режиссера и, шире, любого творца историй.
Агент Дэйл Купер (Кайл МакЛоклен), «Твин Пикс»
Увлеченный гипнозом и буддизмом Дон Кихот 1990-х, Шерлок Холмс эпохи победившей и злой иронии, Дэйл Купер столь ярко излучает игривую, остроумную и абсурдистскую энергию светлой стороны силы, что его решающее столкновение с кромешной тьмой неизбежно. Тем более в Твин-Пиксе. К счастью, оно не закончено...
По материалам Ленты.ru