Об уникальности «Звездных войн» и об их заурядности, о великих достижениях саги и ошибках ее творцов, о том, как этот мультимедийный проект проник в каждую сферу современной жизни рассказывает в своем исследовании Крис Тейлор.
Его книга «Как Звездные войны покорили Вселенную. История создания легендарной киносаги» — это не попытка хронологически изложить историю «Звездных войн», не биография Джорджа Лукаса, не сборник разрозненных выдающихся фактов и курьезов, которыми наполненна история этой вселенной.
Скорее книга Криса Тейлора — это попытка анализа того, что же такое «Звездные войны» для современной культуры. А еще — это попытка осмыслить причины той феноменальной любви, которую испытывают фэны к этой саге по всему миру. Так в чем же секрет, почему мы любим «Звездные войны»?
Совсем недавно на экраны вышел фильм «Изгой-один. Звездные войны. Истории», который уже собрал неплохую кассу по всему миру, несмотря на неодобрительные отзывы критиков. Фанатам, эта картина, судя по всему, все-таки понравилась. Я писала свое мнение о нем http://marina-kinosnob.livejournal.com/242939.html Давайте вместе с Крисом Тейлором попробуем разобраться в феномене «Звездых войн».
Крис Тейлор пишет: «С момента выхода первой картины в 1977 году фанаты и критики как только не изворачивались, объясняя популярность «Звездных войн» и относя фильм к десятку разных жанров.
Обогните поле астероидов различных влияний, и в центре «Звездных войн» вы найдете явный, хоть и причудливый поджанр: космическое фэнтези.
Космическое фэнтези похоже на породивший его жанр научной фантастики примерно как Люк Скайуокер на Дарта Вейдера.
Научная фантастика — это отголосок нашего мира; космическое фэнтези — выходит далеко за пределы нашего мира. Оно ностальгично и романтично, в нем больше чистого духа приключений, а технологии в нем — лишь отправная точка. Законы физики отбрасываются в пользу ярких событий.
«Я боялся, что любители НФ будут говорить вещи типа: «Вы же знаете, что звук в космосе не распространяется», — сказал Лукас в 1977-м. — Я просто хотел забыть науку».
Целью Лукаса в фильмах было сделать выжимку из существующих религий, а не создать новую. «Зная, что фильм рассчитан на молодую аудиторию, я пытался доступно донести до зрителя, что есть Бог, а также есть хорошая и плохая стороны, — сказал Лукас своему биографу Дэйлу Поллоку. — Вам предоставлен выбор между ними, но мир становится лучше, если вы выбираете хорошую сторону. Сила — настолько простая концепция, что она подходит всем: в наши дни религия для светской эпохи удобна, поскольку она не обременена деталями».
Крис Тейлор пишет: «Толкин умер в 1973-м, как раз когда Лукас начинал работать над первым вариантом сценария, и книги о Средиземье были на вершине популярности.
Между третьим вариантом сценария и «Властелином колец» можно найти удивительное сходство. Звезда Смерти, эта адская военная машина — Мордор. Штурмовики — орки. Грандмофф Таркин — на этот раз на стороне зла — точная копия Сарумана. Дарт Вейдер, Темный лорд Ситхов, подобен Саурону, темному лорду Мордора. Гэндальф — Кеноби — носит с собой волшебный меч и жертвует собой, чтобы вернуться в слегка измененном и более волшебном образе. Была еще одна книга, о которой Лукас часто думал в то время и которую потом упоминал в интервью: «Сказки о силе» Карлоса Кастанеды, одна из частей якобы автобиографического цикла Кастанеды о философских испытаниях, через которые он прошел, чтобы получить почти магические возможности.
«У нас огромное количество и идей, и персонажей, и книг и куча всего еще, — сказал Создатель (так себе именует Джордж Лукас ). — Мы можем делать „Звездные войны“ еще сто лет». «Всегда найдутся недовольные, что бы вы ни делали. Поэтому лучшее, что вы можете сделать, это идти вперед и пытаться рассказать самую лучшую историю, какую можете».
И да пребудет с вами Сила!