За фильмами жанра хоррора плотно закрепилась репутация предсказуемого, однообразного зрелища, символом которого является стремительное появление чудовища в кадре вкупе с резким изменением саундтрека или оглушительным воплем монстра либо его жертвы.
Подобной репутацией хорроры во многом обязаны засилью в прокате фильмов, снятых в американской традиции. А ведь кроме нее существует еще и европейская. Для нее ключевым понятием является не СТРАХ, а УЖАС. Сегодня о том, чем одна традиция отличается от другой, на примере наиболее любопытных европейских хорроров, снятых за последние несколько лет.
«Хвост»: Жестокая, но поучительная сказка
Американские хорроры,уделяют очень много внимания сюжетным деталям и выстраивают события в киноленте таким образом, чтобы каждая мелочь рано или поздно сыграла свою роль. Европейские истории зачастую оказываются близки к волшебной сказке, где примечателен сам факт встречи человека и необъяснимого - именно так происходит в норвежском фильме «Хвост».
Режиссер Александер Нордос рассказывает в своей ленте страшную сказку про двух путешественников, которые встречают лесную женщину, норвежского духа Хюльдру. Согласно легендам, Хюльдра превращается в человека, если ей отрезать хвост.
Вокруг этого абсолютно мистического мотива и строится сюжет фильма. Причем из народных легенд тут заимствуется не только облик и способности чудища, но и главный конфликт между людьми и похищенным ими существом, которое стремится вернуться назад, в места своего обитания.
Впрочем, трогательная канва истории не отменяет того факта, что фильм сам по себе является хоррором. В нем есть убийства, откровенные пугалки и напряженные моменты, когда герои вынуждены прятаться от неизвестной угрозы.
«Мертвенно-бледный»: Сочетание прекрасного и омерзительного
Режиссеры европейских фильмов ужасов пытаются передать на экране не события, а ощущения. Они с самого начала стараются погрузить смотрящего в другое пространство, заставить его перестать думать о привычном мире. Это делается через визуальные решения — подбором цветов, декорациями со странными интерьерами, а также музыкой , которая даже может вызывать у неподготовленного человека головную боль. Эта традиция сохраняется в итальянских и французских ужастиках.
С одной стороны, французский фильм «Мертвенно-бледный», снятый Жюльеном Мори и Александром Брустильо, сочетает элементы европейской и американской традиции. Последней он обязан общей сюжетной канвой: группа подростков проникает в загадочный дом, где они быстро разделяются и один за другим становятся жертвами обитающих там чудовищ.
После того как одного из героев убивают под музыку танцующие безликие балерины, вооруженные осколками зеркала, становится понятно, что это не просто очередной фильм о маньяке с топором, а образ балетной школы как пространства, где соединяется страх и красота.
«За бродом»: Ужастик, где ничего не происходит
В европейских фильмах ожидания чудовища медленно приближаются, проявляя себя в отдельных деталях и мелочах. Персонажи медленно начинают понимать, что вокруг них происходит что-то странное. Понять, как именно это воплощается на практике, помогает итальянский фильм «За бродом» Лоренцо Бьянкини.
Большую часть фильма на экране не происходит практически ничего. Главный герой, который занимается наблюдением за животными на итало-словенской границе, застревает в заброшенной деревне и ждет там спасения, попутно сталкиваясь с мистическими секретами этого места. Он раскладывает пасьянсы, пьет чай, изучает окрестности, спит, пока вокруг него разворачиваются все более странные и пугающие события.
Смотреть этот камерный и даже по-своему уютный фильм стоит не ради неожиданно жесткой развязки, а для того, чтобы насладиться удивительно красивой фактурой давно опустевшего городка, где все еще пылятся оставленные вещи, а по мощенным булыжником улицам бродят дикие звери. В результате одиночество главного героя перед лицом непреодолимой и страшной силы легко передается и зрителю.
«Тени»: Мир, увиденный глазами призраков
Картина Милчо Манчевского рассказывает о враче, который пережил состояние клинической смерти и начал видеть мертвых людей. Несмотря на некоторую наивность, лента прекрасно иллюстрирует все основные особенности европейского ужаса. Фильм уделяет персонажам почти что столько же времени, сколько видам Скопье и окрестностей. Причем эти пейзажи оказываются не просто любопытным аттракционом, а способом показать, как видят окружающий мир главный герой и окружающие его призраки.
Самое примечательное — это отношение Манчевского к насилию на экране. На протяжении всего фильма сверхъестественные существа практически никого не убивают, но при этом жуткого в нем немало. Подчеркивая, что герой сталкивается с не видимыми остальным людям призраками, режиссер играет на подавленных страхах любого из нас.
Девизом фильма служит принцип «странно — это страшно». Как не сойти с ума, как не оказаться в ситуации, при которой происходящие вокруг события не имеют никакого, даже самого странного объяснения? согласитесь, это куда ужаснее человека с бензопилой...
Journal information